Национальный союз птицеводов
156
11
885

По данным Федеральной таможенной службы, за первый квартал этого года общий объем поставок мясной продукции составил 88,8 тыс. тонн или $147,4 млн в денежном выражении. Крупнейшим покупателем российского мяса стал Китай, на втором месте Украина, далее следуют Вьетнам, Саудовская Аравия и Беларусь. В целом, география поставок мяса за рубеж охватывает 49 стран и включает в себя практически все виды продукции — свинину, бройлера, индейку, говядину обычную и говядину премиальную и ряд других.  По мнению руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, с учетом достигнутых показателей год для экспортеров начал складываться вполне удачно. По предварительным оценкам, в 2020 году российские экспортные поставки мяса и мясопродуктов должны были увеличиться примерно на 15 процентов и достигнуть уровня 350–360 тыс. тонн. Но делались они без учета фактора коронавируса и связанных с ним экономических осложнений, а также выпадения доходов населения. Важность экспорта как фактора дальнейшего развития мясной отрасли отмечает генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. 
По итогам 2019 года общий объем экспорта птицеводческой продукции составил немногим более 210 тысяч тонн. Основной экспортер мяса птицы сегодня — Китайская Народная Республика, на долю которой по итогам 2019 года пришлось примерно 30% всех экспортных поставок, — говорит он. — Вторым по значимости направлением, на мой взгляд, является Королевство Садовская Аравия. Отмечу, что Группа агропредприятий «Ресурс» в прошлом году на
чала поставки в Саудовскую Аравию по системе Зеленого Коридора (Fast Track Certificate of Conformity — с упрощенным прохождением таможенных процедур. — Прим. редакции). 
В настоящее время общая ситуация в мировой экономике и мировой торговле находится под влиянием кризиса, вызванного пандемией коронавируса, и это, по мнению Сергея Лахтюхова, отражается на состоянии птицеводческой отрасли, однако ситуацию вряд ли можно назвать критической: «Спрос на мясо птицы останется довольно устойчивым, поскольку оно является наиболее доступным источником животного белка для населения».  Так, по последним данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), пересмотрены прогнозы на 2020 по росту мирового производства и потребления куриного мяса — с 4 до 1,5 процентов. При этом росту экспорта продукции птицеводства могут способствовать несколько факторов: расширение поддержки компаний-экспортеров; расширение географии экспорта; рост курса доллара США, обеспечивший повышение конкурентоспособности российской продукции и другие. Однако с фактором доллара не все так однозначно:
У наших конкурентов на мировом рынке, например, у Бразилии, национальная валюта также слабеет по отношению к доллару США, так что конкуренция сохраняется, — прокомментировал Сергей Лахтюхов. — Учитывая тот факт, что ставки на перевозку грузов морем номинированы в долларах, а шиппинговые компании увеличивают также и цены на свои услуги, то это наше преимущество практически полностью теряется. 
ОТКРОЙТЕ РЫНКИ ДЛЯ СВИНИНЫ
Свиноводство в России — отрасль, которая находится на этапе интенсивного развития, но в сложившейся ситуации может оказать в зоне повышенного риска. С одной стороны, были сделаны крупные инвестиции, и Россия с объемом производства 3,9 млн тонн вышла на уровень 100%-ного самообеспечения по свинине. Впервые наша страна стала также и нетто-экспортером этого продукта. С другой — внутренний рынок перенасыщается, что негативно сказывается как на отпускных ценах, так и на рентабельности производства. По данным, которые привел генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев, вложенные в свиноводство инвестиции полностью дадут отдачу к 2023 году. Прибавка составит 1 млн тонн. Треть должна пойти на покрытие роста внутреннего потребления, которое, как правило, увеличивается за счет роста конкуренции между производителями, и следующего за ним снижения цен. Еще треть — это выпадающие объемы неэффективных производств: не выдержав конкуренции, они вынуждены будут уйти с рынка. Останется еще 300–350 тыс. тонн, безубыточная реализация которых будет возможной лишь за пределами страны. 
Последние 5 лет мы работаем в направлении расширения экспортных поставок свинины, — отмечает Юрий Ковалев. — За это время экспорт вырос практически с нуля до 108 тыс. тонн в год. Наша задача — выйти на уровень примерно 300–350 тыс. тонн к 2024 году или $500 млн в денежном выражении. 
Основная проблема здесь — вспышки африканской чумы свиней, отмечавшиеся на территории России. По этой причине станы-импортеры неохотно открывают свои рынки. Но работа в этом направлении идет, основные принципы регионализации в этих странах шаг за шагом принимаются, начинают выдаваться разрешения на закупку свинины из благополучных по АЧС российских регионов. В результате в 1 квартале 2020 года экспорт вырос на 55% к аналогичному прошлогоднему периоду и вышел на уровень 35 тыс. тонн свинины и свиных субпродуктов. При этом основная доля роста приходится на Вьетнам. 
При условии, если из-за коронавируса не будут разрушены логистические цепочки мировых поставок, экспорт может вырасти до 130–140 тыс. тонн в этом году. Но делать какие-либо прогнозы в новых условиях преждевременно. Открытие Китая даст нам возможность нарастить экспортные поставки свинины до 300–350 тыс. тонн, — подчеркнул Юрий Ковалев. 
Низкие цены на российскую свинину и девальвация рубля делают ее конкурентоспособной на мировом рынке. И этим обстоятельством также необходимо воспользоваться. 
НУЖНА ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
Влияние коронавируса на объемы экспортных поставок отмечают компании  — участники рынка. Как сообщили в пресс-службе Группы «Черкизово», общие отгрузки за рубеж по итогам 2019 года составили 50 тыс. тонн, что на 38% выше показателя 2018 года. Наиболее существенный прирост показали отгрузки курицы: ее экспорт увеличился на 50% до 34 тыс. тонн. Такой результат связан с открытием в прошлом году рынка Китая для российской птицеводческой продукции. В КНР компания поставила 14 тыс. тонн курицы — более 40% от общего объема ее экспорта.
Проблемы с работой китайских портов привели к тому, что по февралю у нас отмечалось сокращение поставок в Китай на 25–30%. Сейчас ситуация стабилизировалась и отгрузки осуществляются в регулярном режиме, — прокомментировали в пресс-службе Группы «Черкизово». — Вызванные коронавирусом перебои с морскими перевозками стали причиной значительного роста ставок морского фрахта — в среднем на 20–25%. С учетом дефицита рефрижераторных контейнеров это значительно снизило маржинальность продаж по всему миру. 
Как отмечают в компании, развитие экспорта в текущих условиях никак не повлияет на обеспечение мясом населения России. Во-первых, доля экспорта в выручке небольшая и составляет пока лишь 5%, во-вторых, продукты, которые отправляются на основной зарубежный рынок сбыта — в Китай, являются достаточно специфическими. К примеру, куриные лапы почти не востребованы россиянами. Куриное крыло также не пользуется в России большим спросом, всегда оставаясь в профиците. Возможность расширения экспортных поставок за счет уникальных и специфических продуктов отмечает и руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. 
Потребление частей туши сильно различается в тех или иных странах, — прокомментировал он. — США, например, являются крупнейшим в мире экспортером говядины, но мяса, пригодного для приготовления популярных стейков, им не хватает. Поэтому американцы завозят его из-за рубежа в огромных количествах. При выходе на зарубежный рынок следует искать продукт, который там можно продать дороже, а в России он не востребован и стоит дешевле. 
Только за счет этого и без лишних затрат повышается рентабельность бизнеса. Знаковом событием, например, стала поставка российской премиальной говядины в Бразилию — страну, которая сама является крупнейшим мировым экспортером. Это отруба для приготовления стейков пиканья — блюда, особенно популярного в бразильских ресторанах. В связи с надвигающимся перепроизводством мяса, работа на экспортных направлениях для отечественных производителей становится все более привлекательной. И здесь участники рынка надеются на государственную поддержку.
При активном участии государства экспорт будет расти в среднесрочной перспективе, — выразил уверенность генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. — Мы чувствуем и оцениваем усилия, направленные на поддержку экспорта, которые выражаются не только в дополнительных экономических мерах, но и в оперативном решении вопросов на межгосударственном уровне, связанных с открытием новых рынков, согласованием требований уполномоченных органов, поддержкой усилий бизнеса в целевых странах. 

Источник: Аграрная наука, №4, 2020

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством, в том числе, об авторском праве и смежных правах